audi.jpg

Система “водитель-автомобиль-дорога”

Большинство дорожно-транспортных происшествий можно отнести к двум категориям: первая - это происшествия, причиной которых явилось нарушение кем-либо из участников правил дорожного движения. Ко второй - аварии, которые классифицируются работниками ГАИ определением "водитель не справился с рулевым управлением". Переболев эйфорией и имея за плечами многолетний опыт эксплуатации своего автомобиля, водитель имеет меньше шансов попасть в аварию первой категории, т.е. ситуационного характера. Однако даже способный и дисциплинированный водитель совершенно не застрахован от второй категории аварий, если он не имеет представления об основах, взаимодействия системы "водитель-автомобиль-дорога".
Практически в любой продолжительной поездке по загородным дорогам или междугородным трассам большинство даже опытных водителей не подозревают, что из-за дорожно-климатических условий они один, а возможно, и несколько раз находились в ситуации, когда любое их действие (притормаживание, небольшой поворот руля или изменение скорости), выполненное в такой момент, могло привести к внезапному изменению курса автомобиля. Благодаря неожиданности такой ситуации, они не смогли бы выправить положение и предотвратить аварию. И только случайное отсутствие с их стороны каких-либо действий позволило им благополучно и безмятежно закончить поездку.

Только 10-15% водителей понимают тот уровень опасности, которой они подвергаются в различных внешне безобидных ситуациях. Об этом свидетельствуют данные из статистики.
В зависимости от дорожных условий:
- на горизонтальных прямых участках происходит 85% ДТП;
- на спусках и подъемах - 10%
- на горизонтальных кривых - 4%
- на кривых с уклоном - 1%
В зависимости от климатических условий:
- в ясную погоду происходит 50% ДТП;
- в пасмурную и облачную погоду - 35%
- в дождливую погоду - 10%
- во время выпадения снега - 4%
- во время тумана - 1%
Приведенные данные убедительно свидетельствуют о недооценке водителями опасности при движении на загородных дорогах при хороших дорожно-климатических условиях. Простота дорожной ситуации по сравнению с городским движением выключает чувство настороженности, и только явное усложнение дорожных или климатических условий вновь возвращает чувство опасности. Могу подтвердить это примерами из собственной практики.
В октябре 1988 года на отрезке шоссе Самара-Москва протяженностью около 500 км в течение одного дня нам встретились 4 легковых автомобиля с характерными повреждениями от контакта с кюветами (помятые крыши, выдавленные стекла), ОДИН приводился в порядок на месте происшествия. Температура была +15...18 градусов, переменная облачность, местами накрапывал дождь. В ноябре-декабре 1988 и феврале 1989 года пришлось трижды ездить в Нижний Новгород. Погодные и дорожные условия были исключительно сложными, однако на более чем 4000 км суммарного пути только однажды встретился легковой автомобиль, который из-за ошибки водителя, вращаясь, переехал полосу встречного движения и застрял в снегу на обочине. Еще наблюдали несколько тяжелых грузовиков в кюветах, которые не смогли в условиях гололеда преодолеть затяжные подъемы. Подтверждает это положение и та профессиональная деятельность по определению причин аварий автомобилей Волжского завода, которой приходится заниматься в различных регионах страны.

car interiorLorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s...